События

05.08.2016

В Иркутской области провели конференцию, посвященную реализации Федерального закона №372-ФЗ

2 августа в Иркутской области под председательством Координатора НОПРИЗ по СФО Александра Илизарова состоялась конференция НОПРИЗ «О совершенствовании системы саморегулирования в строительной отрасли» (по материалам ФЗ № 372 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Участие в конференции приняли представители 10 СРО Сибирского федерального округа РФ, первый вице-президент НОПРИЗ Павел Клепиков, член Совета НОПРИЗ Александр Панов, член Совета, Координатор НОПРИЗ по СЗФО РФ Александр Гримитлин, член Совета НОПРИЗ Наталья Маслова, Координатор НОПРИЗ по ДФО Игорь Белов, председатель Ревизионной комиссии, Координатор НОПРИЗ по ПФО РФ Ирина Мигачёва, руководитель Аппарата НОПРИЗ Сергей Кононыхин и его заместители Алексей Кожуховский и Виталий Ерёмин. С подробным докладом об основных новеллах Федерального закона № 372-ФЗ и деятельности НОПРИЗ, направленной на совершенствование системы саморегулирования, выступил заместитель руководителя Аппарата НОПРИЗ Виталий Ерёмин.

Для эффективной реализации закона необходимо выполнение ряда подзаконных актов, которые будут разработаны Правительством РФ, Минстроем России, Центральным банком Российской Федерации, Ростехнадзором. Национальным объединениям и саморегулируемым организациям также необходимо разработать внутренние документы, а компаниям — членам СРО осуществить предусмотренные законом переходные процедуры.

Виталий Ерёмин обозначил случаи, при которых обязательно членство в СРО в области инженерных изысканий, проектирования и строительства, а также случаи, при которых такое членство не требуется.

Для изыскательских и проектных организаций, осуществляющих работы по договорам подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, либо региональным оператором членство в саморегулируемой организации c 1 июля 2017 года будет являться обязательным. Работы по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий и подготовку проектной документации, заключенными с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами саморегулируемых организаций.

Исходя из формулировок закона, для государственных и муниципальных организаций, а также организаций, доля государственных и муниципальных организаций в уставном капитале которых более 50 процентов, необходимо быть членом саморегулируемой организации, если они планируют самостоятельно осуществлять работы по выполнению инженерных изысканий и подготовке проектной документации, и заключать договоры подряда на выполнение работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации с коммерческими и некоммерческими организациями, не являющимися государственными и муниципальными структурами.

Много вопросов у участников конференции вызвали введенные законом определения, в частности, определение технического заказчика. Учитывая то, что технический заказчик действует от имени застройщика по всем работам, возникает вопрос в какой саморегулируемой организации он должен состоять, а также какой минимальный размер взноса в компенсационные фонды должен быть для него установлен. Аналогичный вопрос возникает и по требованиям к специалистам.

В ходе конференции Виталий Ерёминн также ответил на вопросы, касающиеся контроля СРО за исполнением их членами обязательств по договорам. Он обратил внимание на то, что законом не прописан механизм контроля за соблюдением членами СРО требований технических регламентов. Саморегулируемой организации необходимо самостоятельно разработать и утвердить правила такого контроля с учетом положений законодательства о техническом регулировании. Одним из механизмов контроля за исполнением договоров подряда может выступать ежегодная проверка документов, подтверждающих совокупный размер обязательств по договорам подряда, заключенным в течение отчетного года с использованием конкурентных способов заключения договоров на соответствие уровню ответственности члена СРО по обеспечению договорных обязательств. Порядок проведения такой проверки саморегулируемая организация также должна утвердить самостоятельно. Также в целях обеспечения обязанности по контролю за исполнением членами СРО обязательств по договорам подряда саморегулируемая организация наделяется правом осуществлять общественный контроль в сфере закупок.

Исходя из норм закона, совокупный размер обязательств рассчитывается только по действующим договорам. Договоры подряда, исполненные на основании акта приемки результатов работ, не включаются в совокупный размер обязательств. Таким образом, у организации будет «плавающий» размер обязательств в течение года, и при этом постоянный размер взноса в компфонд, который можно только увеличивать, так как возврат средств компенсационного фонда не предусмотрен.

Член Совета, Координатор НОПРИЗ по СЗФО РФ Александр Гримитлин осветил требования Федерального закона № 372-ФЗ к специалистам по организации инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования для внесения в национальный реестр специалистов и требования к членам саморегулируемой организации. Новой функцией национальных объединений становится ведение национального реестра специалистов в отрасли инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, наличие которых в организациях с 1 июля 2017 года будет являться квалифицирующим требованием для членства в саморегулируемой организации.

Согласно статье 55.5-1 № 372-ФЗ «Специалисты по организации инженерных изысканий, специалисты по организации архитектурно-строительного проектирования, специалисты по организации строительства» сведения о физическом лице включаются Национальным объединением в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования на основании заявления такого лица при условии его соответствия следующим минимальным требованиям: наличие высшего образования по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства; наличие стажа работы соответственно в организациях, выполняющих инженерные изыскания, осуществляющих подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства на инженерных должностях не менее чем три года; наличие общего трудового стажа по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства не менее чем десять лет; повышение квалификации специалиста по направлению подготовки в области строительства не реже одного раза в пять лет; наличие разрешения на работу (для иностранных граждан).

Согласно Статье 55.5 «Стандарты и внутренние документы саморегулируемой организации» требования к членам саморегулируемой организации, устанавливаемые в стандартах саморегулируемой организации и во внутренних документах саморегулируемой организации, не могут быть ниже чем минимально установленные в настоящей части: требования к наличию у индивидуального предпринимателя или юридического лица специалистов по организации инженерных изысканий (ГИП), специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования (ГИП, ГАП), специалистов по организации строительства (ГИП), трудовая функция которых включает соответственно организацию выполнения работ по инженерным изысканиям, выполнения работ по подготовке проектной документации, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства и сведения о которых включены в национальные реестры специалистов, предусмотренные статьей 55.5-1 настоящего Кодекса, — не менее чем два специалиста по месту основной работы.

Александр Гримитлин также указал на то, что специалисты по организации работ наделяются согласно закона несвойственными для них ранее функциями технического заказчика, в том числе: по подготовке и утверждению заданий на выполнение работ по инженерным изысканиям, заданий на подготовку проектной документации объекта капитального строительства; по подготовке проектной документации и отбору исполнителей таких работ, а также по координации деятельности исполнителей таких работ; по согласованию и приемке результатов работ; по утверждению результатов инженерных изысканий, проектной документации. Во исполнение норм закона саморегулируемая организация в составе прочих документов, предоставляемых членом СРО, должна предусмотреть должностные инструкции специалистов.

Докладчик обратил внимание участников конференции и на сроки исполнения норма закона, касающихся ведения реестра специалистов и квалификационных стандартов.

Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо к 1 июля 2017 года должны иметь специалистов, включенных в национальный реестр специалистов. Вместе с тем, нормы о ведении НОПРИЗ данного реестра вступают в силу также 1 июля 2017 года, не оставляя временного промежутка для внесения сведений. В связи с этим НОПРИЗ планирует в срок до 1 апреля завершить разработку реестра и начать сбор заявлений от специалистов. Также к 1 июля 2017 года саморегулируемые организации должны разработать и утвердить квалификационные стандарты — внутренние документы саморегулируемой организации, определяющие характеристики квалификации, дифференцированные в зависимости от направления деятельности, необходимой работникам для осуществления трудовых функций.

Сегодня с целью формирования единого подхода к толкованию норм закона № 372-ФЗ, а также их практического применения необходимо выработать общую позицию профессионального сообщества и органов государственной власти.

Президент Межрегионального некоммерческого партнерства «Регион-Проект» Александр Морозов выступил с докладом «Институциональная инфраструктура СРО — основной фактор совершенствования саморегулирования». Он сделал акцент на исполнение саморегулируемыми организациями задач, связанных с повышением качества работ их членов, тесно связанных с задачами СРО по содействию повышения уровня квалификации членов СРО и обеспечения безопасности проведения работ по инженерным изысканиям и проектированию.

На примере деятельности некоммерческого партнерства «Регион-Проект» докладчик осветил практический опыт по реализации вышеуказанных задач. В некоммерческом партнерстве разработана и введена в действие система взаимодействия партнерства с членами СРО, включающая непрерывную систему повышения квалификации членов СРО, ведение реестра членов, прохождение экспертизы проектной документации и защиту деятельности членов СРО.

Вопросы упорядочения нормативной базы для осуществления проектно-изыскательской и строительной деятельности в условиях саморегулирования осветил Александр Панов.

По мнению докладчика, главный порок нормативной базы вообще и в капитальном строительстве в частности был «заложен» в Федеральном законе от 27.12.2002 г. № 184 «О техническом регулировании», согласно которому в систему технического регулирования отечественной экономики было введено два уровня документов для их применения и исполнения: технические регламенты с обязательными требованиями общего характера к объектам технического регулирования и поэтому в производственной деятельности практически не применяемые; и документы в области стандартизации (все типы стандартов, сводов правил и иные нормативные документы), применяемые и исполняемые на добровольной основе, которые устанавливают характеристики выпускаемой продукции, правила осуществления и характеристики процессов всех циклов её производства в целях соблюдения требований технических регламентов, то есть имеют прямое отношение ко всем видам производственной деятельности.

Таким образом, документы в области стандартизации, являющиеся нормативной базой производственной деятельности, оказались документами добровольного применения для исполнения обязательных требований технических регламентов. Александр Панов подчеркнул, что сотни действующих стандартов и других документов в области стандартизации, отнесённые № 184-ФЗ к документам технического регулирования, и утверждённые как документы прямого действия фактически получили статус необязательных для исполнения. По мнению докладчика, это привело к тому, что все профессионалы — изыскатели, проектировщики и строители — лишились нормативного обоснования профессиональной деятельности во всех сферах капитального строительства и по большому счёту оказались законодательно незащищёнными в условиях саморегулирования. В связи с чем участникам конференции было предложено обратиться в Минстрой с официальным письмом от саморегулируемых организаций Сибирского федерального округа РФ, описывающим круг проблемных вопросов в отрасли и пути их решения.

Наталья Маслова рассказала об итогах проведенной 28 июля в Москве конференции на тему «О концепции совершенствования системы технического регулирования в строительной отрасли» и результатах проведенной НОПРИЗ работы в части совершенствования системы технического регулирования. Часть предложений НОПРИЗ учтены и отражены в перечне поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета. Однако остаются и проблемные вопросы, которые необходимо решать в рамках работы НОПРИЗ. В первую очередь нужно создать условия для внедрения инноваций в строительной сфере через приведение в соответствие с современными требованиями документов технического регулирования; оптимизировать функции и процедуры технического регулирования в строительстве, а также расширить практику применения альтернативных методов нормирования при создании доказательной базы, обеспечивающей безопасность зданий и сооружений. Наталья Маслова призвала членов СФО РФ активно участвовать в работе Национального объединения изыскателей и проектировщиков над реализацией данных задач.

Пресс-служба НОПРИЗ

Возврат к списку

Об Организации

«ЦентрРегионПроект» — межрегиональная саморегулируемая организация, основанная на членстве лиц, осуществляющих профессиональную деятельность в области подготовки проектной документации. Создана в ноябре 2008 года в Москве. Член Национального объединения изыскателей и проектировщиков.

Цель создания — защита прав и законных интересов членов СРО — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занятых в сфере проектирования.

№ в государственном реестре: СРО-П-025-15092009.

Членский состав: 651 проектные организации (по состоянию на 09.01.2024).

Президент: Шалин Кирилл Михайлович